Интервью

Пастор литовской общины защитил докторскую диссертацию

Создано: 26.04.2011 15:50
Просмотров: 2402

Пастор литовской общины защитил докторскую диссертациюИнтервью со старшим пастором христианской общины «Слово веры» (Вильнюс, Литва) Гедрюсом Саулитисом о защите его докторской диссертации гуманитарных наук.

Вначале я бы хотел, чтобы Вы вернулись назад и вспомнили, когда и почему Вы решили заняться работой над докторской диссертацией? Может быть, еще закачивая студии магистра в Международном университете Троицы в Соединенных Штатах?

Да, о работе над докторской диссертацией я стал думать заканчивая студии магистра. Задавал себе вопрос: следует ли продолжать студии после окончания Международного университета Троицы или уже закончить. Принять решение было нелегко, потому что требования к диссертации выдвигаются очень высокие, но после продолжительных внутренних поисков и молитв я решился на этот шаг и отправил документы в Лондонскую школу богословия. Так как все сложилось благоприятно, то есть мое решение поддержали пасторы нашей христианской общины, а мною предложенная тема диссертации заинтересовала ректора Лондонской школы богословия Дерека Тидбалла, я принял это как «знамение» от Бога и решил продолжить студии.

Я чувствовал, что Бог побуждает меня на такой шаг и что Им мне предоставлены дары и таланты следует и дальше развивать и укреплять. Тем более, что студии магистра не полностью ответили на все мои вопросы, поэтому хотелось идти еще глубже и уже конкретно углубляться в тему пастырской теологии.

Почему Вы сформулировали именно такую тему своей диссертации: «Направления пастырской теологии 20-ого века и их соотношение с пастырским опытом постсоветской Литвы»? И решили написать ее именно в Лондонской школе богословия, а не в какой-либо другой?

Как уже упоминалось, студии магистра в Международном университете Троицы мне не дали полного представления о многих аспектах пасторской теологии: каким должен быть пастор, что означает мудро, в соответствии с волей Бога кормить свою паству и так далее. Я хотел глубже изучить работы других богословов на тему пастырского попечения и узнать, какие направления и тенденции выявляются в пастырской теологии 20-ого века на Западе, поскольку на Востоке, в постсоветском пространстве для развития богословской мысли, можно сказать, не было условий, таким образом, развитие академической богословской мысли в 20-ом веке в основном происходило на Западе. Эти факторы и «продиктовали» мне первую часть темы моей диссертации, и, конечно, я хотел сравнить ее с нашим подлинным пасторским опытом, уже накопленным в постсоветской Литве. Так и сложилась тема моей диссертации.

Лондонскую школу богословия я выбрал потому, что ее ректор Дерек Тидбалл является одним из немногих евангельских христиан, которые углублялись в пастырскую теологию. Именно его книга «Умелые пастыри» и подтолкнула меня сделать шаг к докторантуре. Так что я очень обрадовался, узнав что научным руководителем моей диссертация будет сам Дерек Тидбалл.

Какова была цель этой работы, и какие задачи Вы поставили?

Целью этой диссертаций было изучение взаимосвязи между основными  направлениями западной пастырской теологии двадцатого века и опытом пасторов евангельских общин постсоветской Литвы. Для этого были выдвинуты следующие задачи: 1) рассмотреть и оценить направления пастырской теологии избранных зарубежных богословов; 2) на основе ключевых выводов, сделанных после изучения вышеупомянутых направлений пастырской теологии, подготовить анкету для опроса пасторов Литвы и оценки их пастырского опыта; 3) осуществить анализ материала, собранного с помощью вопросника, выделить сходства и различия между западными концепциями пастырской теологии и практикой пастырской работы в Литве; 4) определить, каким образом (и делается ли это вообще) направления пастырского богословия, развитые на Западе на протяжении двадцатого века, применяются на практике в постсоветском контексте Литвы.

Как я понимаю, эта работа является уникальной, до сих пор никто не брался за такое исследование. Может быть, Вы могли бы кратко описать, какие выводы Вы сделали из такого исследования? Сочетаются ли направления западной пасторской теологии двадцатого века с пасторским опытом евангельских христиан постсоветской Литвы? Может быть, они слишком далеки от нашей действительности или все-таки могут быть применены в контексте Литве?

Да, уже после защиты диссертации члены комиссии сказали, что это первое исследование такого рода в Восточной Европе, хотя, насколько мне известно, таких работ не было и во всей Европе, по крайней мере, мне не удалось их обнаружить. А выводы следующие: опыт пасторов Литвы отчасти связан со всеми мною рассмотренными подходами к пастырской теологии двадцатого века. Пастырский опыт пасторов евангельских общин нашей страны подтверждает разные аспекты направлений западной пастырской теологии.

Конечно, некоторые вопросы в обоих «лагерях» воспринимаются с различных точек зрения, и в таких случаях или богословское направление вносит коррекции в пастырский опыт или последний - в богословское направление. Мое исследование показало, что адекватный подход к пастырской теологии должен быть очень широким, охватывающим широкий спектр разных точек зрения, основан на пастырском опыте, который приобретен в других социокультурных контекстах. Другими словами, как пастырский опыт обогащает богословскую мысль и является необходимым для нее, так и богословие формирует пастырский опыт.

Очень интересно, как проходила сама защита диссертации. Ведь Вам приходилось защищать ее не в Литве, а в Лондоне, следуя британской академической традиции. Как проходит эта процедура?

Первым этапом процедуры защиты было собеседование с председателем защитной комиссии, который, среди прочего, сразу отметил, что академическая система британского образования отличается от таких систем в других европейских странах, и первое различие состоит в том, что защита диссертации является закрытой процедурой, и никто из посторонних лиц не может в ней участвовать (в отличие от, например, Литвы). Другим важным аспектом является то, что научный руководитель докторанта не имеет права высказаться, и его участие вообще не является необходимым. Сам докторант может пригласить своего научного руководителя на защиту диссертации, заполнив письменный запрос, или может не пригласить его, а последний, в свою очередь, может принять просьбу докторанта или отклонить ее. Было приятно, что доктор Дерек Тидбалл принял мое приглашение и принял участие в защите моей диссертации это было как бы своего рода моральная поддержка, хотя, как уже упоминалось, он не имел слова, а также он не мог комиссии защиты заранее предоставить своего мнении или замечаний, которые могли бы каким-либо образом повлиять на оценку диссертации. Иными словами, оценка диссертаций не предлагается заранее, и только по завершении процедуры защиты оппоненты принимают решение, как оценить диссертацию.

Защита моей диссертации состоялась в небольшой аудитории. Оппоненты доктор Уильям Аткинсон из Лондонской школы богословия и доктор Кейт Джонс, ректор Международной баптистской семинарии в Праге, сидели передо мной и моим научным руководителем, а в конце стола - председатель комиссии, профессор Нового Завета доктор Макс Тернер, который нес ответственность за то, чтобы вся процедура проводилась в соответствии с регламентом. Основная часть процедуры защиты - «борьба», состоявшая из вопросов оппонентов и моих ответов, которая продолжалась полтора часа. Оппоненты пытались рассмотреть два основных вопроса: является ли диссертация действительно моей работой и соответствует ли она требованиям, чтобы за нее можно было бы предоставить степень доктора наук. Поэтому оппоненты бывают заранее хорошо ознакомившийся с защищаемой работой, изучив ее и приносят с собой подготовленные замечания и вопросы, которые, кстати, (в отличие от нас) автору работы не присылаются заранее, их я услышал только на защитной процедуре. Защищать диссертацию, таким образом, конечно, нелегко, так как не знаешь, с какой стороны ждать «нападения», но с другой стороны, приятно, что весь процесс неформален, и приятно понимать,  что твоя работа хорошо изучена и оценена во всех аспектах до мелочей.

Какое решение было принято и опубликовано насчет оценки диссертации? Какие оценки защищаемых диссертаций вообще возможны в английской академической системе?

По окончании защиты оппоненты с председателем комиссии остались на полчаса, чтобы посоветоваться и написать оценку диссертации. В то время мы с научным руководителем должны были удалиться в другую комнату, и он, который не имел слова на защитной процедуре, поделиться впечатлениями. По его словам, вопросы оппонентов как бы уже «выдали», что оценка будет очень хорошая,  так как основные тезисы диссертации, методы анализа и т. д. не ставились по вопрос. А это означает, что оппоненты не имели существенных упреков к диссертации. И на самом деле прозвучала следующая оценка: предоставить докторскую степень и внести в работу минимальные коррекции. По правилам британской системы образования эта оценка является вторым вариантом из пяти доступных: первый, когда докторская степень предоставляется без необходимости внести коррекции в работу (это бывает очень редко, например, если автор работы уже защитил докторскую степень в другой области науки, написал много научных трудов и защищаемая им диссертаций является абсолютно безупречной); третий - когда докторская степень предоставляется с внесением в работу более существенных коррекций (которая, как  неоднократно мне подчеркивал научный руководитель, тоже является хорошей оценкой), четвертый - когда степень доктора наук не предоставляется и предлагается переписать работу и защищать ее заново, и пятый - когда даже не предоставляется право защищать диссертацию еще раз. Так что я, конечно, доволен оценкой своей диссертации.

Имея в виду, что английский язык, все-таки, не является Вашим родным языком, это очень высокая оценка. Мы рады, что в своем служении Вам удалось подняться еще на одну вершину. Еще раз поздравляем и благодарим за интервью.

Беседовал Валдас Бачкулис